Аденома предстательной железы

Автор статьи врач-уролог Старцева Александра Павловна

Доброкачественная гиперплазия предстательной железы (ДГПЖ, аденома простаты) — заболевание, возникающее вследствие разрастания ткани предстательной железы, приводящее к обструкции нижних мочевыводящих путей и нарушению качества мочеиспускания.

ДГПЖ — состояние, неразрывно связанное со старением, оно часто встречается у пожилых мужчин, но может проявляться и в возрасте после 40 лет.

Причины доброкачественная гиперплазия предстательной железы:

• Гормональный фактор (снижение уровня тестостерона с возрастом);
  • Генетическая предрасположенность;
  • Хроническое воспаление простаты;
  • Тканевая гипоксия в следствии нарушения кровообращения;

Симптомы данного заболевания подразделяют на симптомы фаз накопления и опорожнения мочевого пузыря:

Симптомы фазы накопления возникают в фазе накопления (хранения) мочи.

К ним относят:

• частое мочеиспускание малыми порциями,
  • частые ночные мочеиспускания,
  • повелительные, сложносдерживаемые позывы к мочеиспусканию (ургентность),
  • чувство неполного опорожнения мочевого пузыря и неудержание мочи.

Симптомы фазы опорожнения связаны с актом мочеиспускания.

К ним относят:

• затрудненное и/или прерывистое мочеиспускание,
  • слабая струя мочи,
  • необходимость натуживаться при мочеиспускании,
  • отделение мочи по каплям,
  • задержка мочеиспускания

Симптомы появляющиеся после мочеиспускания (постмиктурические).
К ним относят:

• подкапывание мочи в конце или после мочеиспускания,
  • чувство неполного опорожнения мочевого пузыря.

ДГПЖ — медленно прогрессирующее заболевание, клиническая картина которого характеризуется «волнообразным» течением и может сопровождаться периодами симптоматического ухудшения, стабилизации или улучшения.

Диагностика:

• На приеме врач предложит вам заполнить специальный опросник, для оценки симптомов и выраженности ДГПЖ. Наиболее распространенная универсальная анкета- IPSS «международная шкала оценки симптомов со стороны предстательной железы»
  • Лечащий врач проводит пальцевое ректальное исследование, оно дает возможность определить размеры, консистенцию и конфигурацию предстательной железы, отметить ее болезненность (при наличии сопутствующего хронического простатита).
  • Необходимо ежегодное исследование уровня (ПСА) простатспецифического антигена общего в крови всем пациентам мужского пола в возрасте старше 50 лет (а в случае семейного анамнеза рака предстательной железы- старше 45 лет), для исключения онкопатологии предстательной железы.
  • Общеклинические исследования: общий анализ мочи, общий анализ крови, для исключения воспалительного процесса, сопутствующей патологии.
  • Биохимический анализ крови (креатинин, мочевина) для оценки функционального состояния почек и исключения почечной недостаточности.
  • УЗИ предстательной железы и мочевого пузыря с определением объема остаточной мочи трансабдоминально/трансректально, для оценки размеров предстательной железы и функции опорожнения мочевого пузыря.
  • Урофлоуметрия (определение скорости мочеиспускания) для оценки характеристик мочеиспускания.

Методы лечения:

• Динамическое наблюдение: рекомендуется пациентам с неосложненными симтомами легкой/умеренной степени, динамическое наблюдение необходимо для профилактики прогрессирования заболевания и своевременного начала лечения
  • Медикаментозное лечение: прием лекарственных препаратов, которые уменьшают выраженность симптомов и останавливают рост железы;
  • Хирургическое лечение.

Показаниями к хирургическому лечению аденомы простаты являются: Неэффективность консервативного лечения. Наличие осложнений аденомы простаты (задержка мочи, рецидивирующие инфекции мочевых путей, образование камней и дивертикулов в мочевом пузыре, расширение верхних мочевых путей (гидронефроз) и развитие почечной недостаточности).

Выбор методики хирургического лечения аденомы простаты зависит от различных факторов. Главными критериями, влияющими на выбор операции, являются размер простаты и наличие сопутствующих заболеваний.

Не откладывайте посещение уролога с целью диагностики и лечения на потом, особенно если вас беспокоят симптомы урологической патологии. Это только усугубит ситуацию. Своевременное начало лечения приводит к более эффективным результатам и помогает предотвратить нежелательные осложнения.

Чтобы записаться на консультацию к урологу нашего медицинского центра, необходимо позвонить по номеру +7 (383) 389-18-16 или заполнить заявку на обратный звонок на нашем сайте и администратор свяжется с вами в ближайшее время.